В понедельник на Берлинале прошел фильм, в титрах которого значатся Российская Федерация и США: продюсером новой режиссерской работы оскаровского лауреата Билли Боба Торнтона "Машина Джейн Мэнсфилд" выступил Александр Роднянский.
Фильм производит впечатление театральной пьесы, экранизированной для телевидения, и я с некоторым удивлением узнал, что он снят по оригинальному сценарию самого Торнтона, написанному в содружестве с Томом Эпперсоном. Как рассказывает режиссер, было очень трудно найти финансирование для такого проекта: "Все нынешние картины - о голых подростках-вампирах". Фильм, по его словам, в конечном итоге обошелся миллионов в 12-15.
Это в высшей степени разговорная драма с острыми, исполненными "черного юмора" диалогами. Ее герой, Джим Калдуэлл, узнает о смерти бывшей жены, когда-то бросившей его ради англичанина Бедфорда. От обоих ее браков есть взрослые дети. Согласно завещанию, Бедфорд привозит прах в ее родную Аризону, и в богатом поместье Калдуэлла таким образом воссоединяются две враждебно настроенные друг к другу семьи. Фильм живописует вязь их взаимоотношений, осложненную непростыми судьбами героев: один был военным пилотом во Вьетнаме, другой военным врачом, третий прошел школу британского ВМФ, все обожжены вьетнамской войной (действие происходит в 1969 году), и все обожают смотреть на автокатастрофы. Как признается Билли Боб Торнтон, это пристрастие осталось у него с детства, когда отец брал крошку-сына смотреть на то, что осталось от расквашенных машин и их пассажиров (в фильме есть подробная сцена такого рода). Образ, который воплощает Роберт Дюваль, во многом списан с отца Торнтона.
Для непосвященных в голливудскую историю встает естественный вопрос: кто такая Джейн Мэнсфилд, которая так ни разу и не появится в фильме живьем. Это голливудско-бродвейская секс-бомба 50-х, актриса и певица, которой даже собирались заместить Мерилин Монро. Она была первой суперзвездой, рискнувшей сняться в кино обнаженной. Ее карьера оборвалась в июне 1967 года, когда ее машина на полном ходу влетела в трактор.
Картина замкнута в основном в интерьерах поместья, иногда выходя на пленер, чтобы полюбоваться катастрофой и ее последствиями, а также выставленной в музее машиной Джейн Мэнсфилд. Просчитать возможный зрительский успех этого очень специфичного малобюджетника трудно, но актерские силы в нем очень серьезные: снимались Роберт Дюваль, Джон Херт, Кевин Бэйкон, Фрэнсис О’Коннор, а работа самого Билли Боба Торнтона стала, на мой взгляд, реальным претендентом на Серебряного медведя.